Дмитрий Надежин

УРОКИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

ЗАДАЧИ ЭСКИЗА

        Современная жизнь предполагает самые разнообразные подходы к изучению творчества. К анализу личности художника, его произведений привлекаются последние достижения науки и многочисленные технические изобретения. Попытки различных "ученых" найти и обосновать формулу гениальности можно сравнить разве только с ретивостью алхимиков раскрыть тайну золота.
         Если в непрофессиональной, обывательской среде популярность искусства и даже его рыночная стоимость определяется довольно примитивно: "совсем как живой", "сегодня это модно и очень круто" и т.п., то для человека, посвятившего свою жизнь нелегкому труду художника, вопросы творчества и мастерства тесно связаны со школой.
        На современном "рынке" искусств, где, подогреваемая "свободой", расползается масса низкопробных, посредственных экспозиций, часто упомянутых прессой и телевидением, в среде молодых художников и студентов постоянно существует вопросы: "Кому верить?", "Что делать?". Во что верить, если при посещении многих современных выставок говорить о вере просто неприлично. 

      Несмотря на такое мрачное предисловие, моя вера в моих учителей: В.Н. Бакшеева, М.М. Черемных, М.В.Маторина, М.В.Алпатова, Ю.П. Рейнера... Я верю моим коллегам, студентам, которые у нас учились. Многие из бывших студентов-суриковцев стали не просто высокопрофессионально подготовлены, но нашли себя в творчестве, получили признание и за пределами нашей страны.  
       Проблемы школы очень разнообразны: это и сложная жизнь, которая нас окружает, избыток информации, насильственная реклама... Для художника, писателя, музыканта жить и работать в этом хаосе гораздо сложнее, чем его собрату по творчеству где-нибудь в глубинке. Общение с природой всегда необходимо для спокойного размышления.
       Эскизы, этюды, к которым многие относятся как к повинности, как правило, предшествовали появлению известных произведений великих мастеров

Задание № 1

        Внимательно просматривая музейные собрания, монографические издания, следовало бы обратить на это особое внимание. Группы предметов (натюрморт, интерьер), архитектурная среда, скопления людей - не только толпа на улице, на рынке, на стадионе, но и постановка в мастерской - все требует от художника выразительного, образного решения - соединения острого рисунка, активной живописи в основу основ нашего труда - композицию. Без композиции не живет литература, театральная постановка, городская среда, музыкальное произведение... и, конечно, картина, книжное искусство, плакат.
        Часто, особенно увлекаясь штудией, работая в мастерской над постановкой, мы забываем о композиционном и цветовом решении, найденном в предварительном этюде, эскизе.

        В некоторых эскизах студентов мастерской искусства книги МГАХИ им. В.И. Сурикова Ольги Базелян, Игоря Белоусова, Юлии Денисовой, Андрея Игошина, Ирины Кузьминой, Ольги Левченко, Галины Миловановой, представленных на страницах журнала, достигнутые хорошие качества нашли свое продолжение в последующих, более длительных работах.
      Задачи, поставленные перед студентами, носили самый разнообразный характер.

       Так, в задании № 1 каждый из студентов должен был самостоятельно найти для своей работы отличное от натуры, наиболее выразительное колористическое решение, сконцентрировав все внимание, как и в последующих постановках, на индивидуальном отношении к данной работе.
     На сближенную цветовую светлую гамму был поставлен натюрморт № 2. Особое внимание было обращено на способность автора в простоте колорита найти острое композиционное решение.
      Найти выразительное содержание в цветовой ограниченности - была поставлена задача перед студентами в постановках под № 3, 4, 5.
Задание № 3 Задание № 4 Задание № 5
Акварель, в ее техническом многообразии, представлена работами под № 6 и 8. Если № 6 - это эскиз, выполненный по мокрой поверхности листа бумаги, наполнен определенной романтикой, то в № 8 использован автором цвет бумаги, расставлены очень органично активные цветовые акценты, что придает энергию движению фигуры и всей удачной композиции.
Задание № 6 Задание №8
   Постановка под № 7, в отличие от предыдущих, была рассчитана на активное декоративное цветонасыщенное решение. В данном этюде автору удалось соединить элементы декоративности и довольно острое композиционно-пластическое решение.

 Задание № 7

        Задания, в которых уделяется большое внимание умению минимальными средствами научиться решать сложные пластические и композиционные задачи, не появляются на пустом месте.
        В работе с материалом: литографией, гравюрой, офортом, с любыми печатными формами, включая и работу над книгой, где довольно часто условия печати и решение самой темы требуют ограничения количества цвета.
       В конце нашей небольшой беседы хотелось бы посоветовать всем, кто серьезно занимается искусством, как можно больше рисовать, писать этюды, делать композиционные наброски, находя в себе силы контролировать свои впечатления, сохраняя легкость, постараться проникнуть в сущность увиденного: будь то человек, а может быть, пейзаж, натюрморт, интерьер, все время оставаясь самим собой.

   Д. НАДЕЖИН, заслуженный художник России
Доцент кафедры графики МГАХИ им.В.И.Сурикова 

© "Юный художник" № 11 - 2000

Hosted by uCoz