Художник Анатолий Любавин         Анатолий Любавин "КАК НАРИСОВАТЬ ПРОСТРАНСТВО СНА"

(статья из журнала "Художественный совет" №4(44) 2005)

    Над графической серией "Осенний сон" я работал несколько лет: с 1999 по 2002 г. Задумывал ее как поэтический или музыкальный цикл, где каждый лист выражал бы определенное настроение и чувство. Андрей Белый говорил, что невозможно по одному стихотворению определить, пишет поэт хорошо или плохо, для этого нужен цикл, сборник. И я подсознательно думал о поэтическом сборнике, хотел пластическим языком рассказать о временах года, о радости, печали, грусти. Серия объединена одной темой: поисками ценности "гармонического мира".

    Мне не нужно ехать за мотивами в далекое путешествие, я рисую то, что рядом: обыденную жизнь, свою семью. Жена и две дочери служат прообразами героев "гармонического мира". Работаю я постоянно: это многочисленные рисунки, зарисовки с натуры, этюды маслом, офорты. Однажды мне захотелось ограничить себя в средствах: я подумал, а что можно сделать не выходя из дома, без специальных приспособлений, по принципу "художнику ничто не мешает"?

    Вся работа над этой серией велась дома, "в невыносимых условиях", когда вокруг шла повседневная жизнь: варился суп, убиралась квартира, приходили гости, велись разговоры об искусстве, выходили замуж дочери, родился ребенок и так далее. Из всех этих фрагментов собралась большая серия (12 работ).

А. Любавин. Разговор с птицей. Из серии "Осенний сон". Бум., смеш. техн. 50х60 см. 2002-2003.

    Рисунки с натуры стали основой центра композиции, придав конкретному образу символическое значение, определив своего рода общую формулу. Этот образ-символ выстраивал пластическую конструкцию работы: настроение, ритм и состояние всего листа. Пространство вокруг фигуры возникало как бы "само по себе", из предметов, находившихся в комнате вокруг меня: керосиновой лампы, вазы, кувшинов или фигурки Пушкина, книг, икон. В работе для меня важную роль играют пластические находки, которые можно видеть в произведениях искусства XX в.: особое внимание я уделяю вертикали и горизонтали, плоскостности, символичности, ритмичности, сложности фактуры. Вертикаль, как говорил Фаворский, это качество, горизонталь - количество, это две пластические структуры, основные в организации пространства. И моей конечной идеей было не нарисовать правильно и похоже фигуру, а создать цельное пластическое произведение, иногда жертвуя ради этого материальностью предмета.

    Врубель говорил: в одном месте сделайте убедительно с натуры, а в другом - сочиняйте хоть сказку. Листу "Разговор с птицей" предшествовал натурный одноименный офорт, нарисованный из окна текстильной академии, затем появился рисунок Кадашевской набережной около Третьяковки, т.е. в одном листе совместилось несколько точек зрения, обозначился собирательный образ Москвы.

    В работе "Невеста" я искал символы, соответствующие этому образу Невеста "сидит" над городом, ее платье соткано из кусочков облаков, скоро она "поплывет" по небу вместе со своим счастьем.

А. Любавин. Невеста.  Бум., смеш. техн. 50х60 см. 2002-2003.

    "Старая лошадка" - воспоминание о детстве. Как пластически выразить сон наяву? Старая лошадка обрезана фигурой девочки, как "полконя" барона Мюнхгаузена, встает волшебное облако-гора, белый кувшин символизирует чистый сосуд, который может чем-то заполниться. Жизнь, стоящая на пороге...

А. Любавин. Старая лошадка. Из серии "Осенний сон". Бум., смеш. техн. 50х60 см. 2002-2003.

    Я стремлюсь, чтобы графические листы были подобны живому организму; пространство между фигурами и предметами не пассивно: пульсируя, оно становится то ближе, то дальше, может быть равноценно героям, иногда превращаясь в "главного персонажа" произведения.

    Принцип кубистического дробления объемов для меня очень важен. Я использую прием, который условно можно назвать "разбитое зеркало". "Разбивая" предмет на множество частей, выкладываю из этих кусочков что-то новое. Предмет начинает мерцать, перетекая из одного образа в другой.

    В работе "Радостный день" букет цветов сплетается в узор загадочного пространства, из которого выплывает еще один образ - Богородица. В листе "Полдень" складки скатерти превращаются в холмы, чайник празднует именины, а город в "Разговоре с птицей" вырастает из натюрморта.

А. Любавин. Радостный день.  Бум., смеш. техн. 39х37 см. 1998-1999.

    Линия контура одного предмета часто переходит в контур другого, как бы "ловит его". В работе "Девочка с ягодами" петух и девочка слиты в один объем. Для уплощения пространства вывожу предмет, находящийся на заднем плане, вперед: хвост далекого петуха перекрывает фигурку на переднем плане.

    Силуэты, предметы, изгибы пейзажа объединяю ритмически, чтобы передать печальную музыкальную ноту "осеннего сна"; девушки обнимают руками плечи, колени, тихо склоняют головы. Окружающий мир мы воспринимаем во времени: вспоминаем, что было раньше, живем настоящим, мечтаем о будущем. В работе "Полдень" я пытаюсь передать движение: запомнившийся красивый кувшин, встреченную по пути девушку с ягодами; пытаюсь домыслить то, что увижу позже. Возникает течение времени, уходящее лето...

А. Любавин. Теплый вечер. Из серии "Осенний сон". Бум., смеш. техн. 48х60 см. 2003.

    Масштаб предметов и фигур может меняться. Часто у меня обыкновенный чайник вырастает до огромных размеров, становится собеседником задумчивой героини. Я стараюсь создать "новую реальность", свой "гармонический мир", мир, где каждая часть обладает правом быть равноценной с другими, где человек, природа, пространство -одно целое. И для того чтобы заставить зрителя поверить в это, я должен его "обмануть", добившись пластического единства.

    При работе над серией "Осенний сон" я использовал смешанную технику: простой карандаш фирмы KOH-I-NOOR, НБ, Н; белый, серый и зеленый соус ЗАО "Подольск АРТ Центр" и французскую красную сангину CONTE A PARIS № 2450. Бумага - обыкновенный ватман "Госзнак".А. Любавин. Даша. Из серии "Моя семья". Бум., кар. 61х43 см. 1994.

    Использую растушку, которую делаю сам, из бумаги "Агат". Намочив лист водой, скручиваю его в плотную трубочку, конец заклеиваю при помощи ПВА. Кладу на батарею, через день-два трубочка становится плотной. Срезаю ее под углом и использую в качестве инструмента для придания разных состояний материалам, смешивая их, растушевывая штрихи и т. д.

    Обычно начинаю работу карандашом. Намечаю основную сюжетную фигуру, одновременно рисую весь лист: предметы, дальний план, края. Чтобы подчеркнуть серебристость карандашного штриха, беру для контраста красную сангину. И от появления красного цвета карандаш приобретает зеленоватые оттенки.

    Чтобы быть последовательным в сочинении своего "гармонического мира", вместо зеленого беру красное: "врать", так до конца. И при этом никто никогда меня не спросил: почему у меня красным цветом изображены поле или деревья, тогда как несоответствие размеров фигур и предметов интересует всех.

    Ослабляя яркость сангины, сверху прохожу белым соусом, фиксируя каждый слой лаком для волос "Прелесть". При фиксации соус "проваливается", опять выступает красное, но уже в меньшей степени. И так несколько раз. При этом высветляю не все пятно, край оставляю сочным. Иногда внутри белого еще раз "ударяю" сангиной, и от этого большое красное пятно становится сложным, как эхо: "края разговаривают с серединой" - возникает вибрирующая живописная поверхность (все тот же принцип дробления большого объема). Можно обработать поверхность карандашом, тронуть ластиком или растушкой. Всегда нужно помнить о цельности: если усилить пятно в одном месте, по-другому проявляется цвет другого края листа.

    Заканчиваю работу не тогда, когда все нарисовано от угла до угла, все складки и лица, а когда возникает ощущение "музыкального звука", той темы, ради которой начал работать. Недосказанность, тайна - это тоже образ. Нужно уметь что-то недоговорить, чтобы за тебя "дорисовал" зритель. Ведь он - такой же активный участник процесса, как и художник. Закрепляю работу лаком, меняющим тональность листа. Он может стать лучше, а может и хуже, тогда дорабатываю его. Чем больше вложишь энергии, любви и тайны в работу, тем больше она потом отдаст зрителю.

 

О художнике

    Любавин Анатолий Александрович родился в 1956 г. в Подольске. Образование: Московское художественное училище памяти 1905 года. Московский художественный институт им. В.И. Сурикова, Творческие мастерские Академии художеств СССР.

    Член СХ России с 1983 г. С 2004 г. - проректор по учебной работе Суриковского института, преподаватель композиции. Заслуженный художник РФ. Награжден: дипломом СХ РСФСР (1984 г.), дипломом XII Всемирного фестиваля молодежи и студентов (1985), дипломом Академии художеств СССР (1992), золотой медалью Российской академии художеств (2003)

А. Любавин - участник более ста выставок.

Произведения А.А. Любавина хранятся во многих музеях, галереях и частных коллекциях в России и за рубежом.

Июль-Август 2005

© журнал "Художественный совет" №4(44) 2005)

 Иллюстрации в тексте:

А. Любавин. Невеста.  Бум., смеш. техн. 50х60 см. 2002-2003.

А. Любавин. Разговор с птицей. Из серии "Осенний сон". Бум., смеш. техн. 50х60 см. 2002-2003.

А. Любавин. Старая лошадка. Из серии "Осенний сон". Бум., смеш. техн. 50х60 см. 2002-2003.

А. Любавин. Радостный день.  Бум., смеш. техн. 39х37 см. 1998-1999.

А. Любавин. Теплый вечер. Из серии "Осенний сон". Бум., смеш. техн. 48х60 см. 2003.

А. Любавин. Даша. Из серии "Моя семья". Бум., кар. 61х43 см. 1994.

© Московский государственный академический художественный институт им. В.И.Сурикова.

 

Hosted by uCoz