ДИПЛОМНИКИ - 2000
ВСЛУШИВАЯСЬ В ИСТОРИЮ |
В высказывании Аполлона Григорьева — “Пушкин — наше все” — скрыто объяснение невозможности создания органически полного, зримого облика Александра Сергеевича Пушкина. Став частью национального мироощущения, его образ живет в искусстве канонически — приращивается поколениями художников, пытающихся осознать смысл явления русского гения. Среди произведений, вызванных к жизни недавним пушкинским юбилеем, особо выделяются дипломные работы выпускников суриковского института 2000 года — живописный диптих Юлии Смирновой “Пушкин и Пугачев” (мастерская проф. Е.Н. Максимова) и графическая серия Владислава Зайцева "Пушкин" (мастерская проф. Б.А. Успенского).
Почти одновременно с описанием восстания Пушкин в позволяют однозначно оценивать ужасы "Капитанской дочке" все разрешает через милость — Гринев жалеет замерзающего в буранной степи мужика, яростный в мести атаман отводит казнь, императрица прощает преступного в ее глазах офицера. Пушкинское понимание неизбежности и бессмысленного ужаса "русского бунта" волновало чутких русских художников — В.И. Сурикова, С.А. Есенина, М.А. Шолохова, А.А. Пластова, В.М. Шукшина.
Название одного из листов-рисунков Владислава Зайцева — “Раздумье”. В ночном стекле лик—отражение. Его работа тоже вызывает поэтические ассоциации, ей сродни ясные строки Николая Рубцова:
Словно зеркало русской
стихии, |
Кому-то
чрезмерным, несомасштабным покажется
привлечение великих созвучий для объяснения
работ молодых, входящих в профессиональную жизнь
художников. Наверное, чрезмерно. Но так хочется,
чтобы не оборвалась, нашла продолжение высоко
взятая ими нота.
Независимо друг от друга
два автора в поиске ключевого сюжета нашли
перекликающиеся решения. И у Смирновой, и в одном
из рисунков Зайцева местом действия,
пластической завязкой стал наполненный книгами
кабинет в доме на Мойке. В библиотеке поэта
скрыта завораживающая потомков тайна. Она
—лучший его “портрет”, хранящий память об
уединенных размышлениях, о вслушивании в
историю, о рождении слова, о последних
мгновениях.
Выстраивая композицию
смыслов, нелегко подобрать соответствие формы.
Мы живем в говорящее разными голосами,
разноликое время, в котором одновременно
сосуществуют стилизация, постмодернизм,
благородные попытки продлить жизнь традиций,
замерших вместе с древнерусской культурой.
Юлия Смирнова обратилась
к языковым формам парсуны. Парсуна в своей
промежуточности между древностью и
новоевропейскими соблазнами еще сохраняла
неразделенность, удерживала как главное —
достоинство человеческих лиц, не обезображенных
физиологизмом движений и страстей. Правота
подобного подхода мерещится в объяснении А.
Григорьевым Пушкина как последнего русского
человека до разделения на “западников” и
“славянофилов”.
Парсунность позволяет
выявлять драгоценность предметного мира,
использовать и в трагическом напряжении
"ковровую" праздничность, придавать каждой
детали значение, раскрывающееся сообразно
зрительской любознательности.
В живописную ткань
диптиха введен натуральный блеск золота. Поводом
для него служат надписи на. корешках книг и
золотая “басмяная” бумага, награбленная
пугачевцами и пошедшая на украшение “царской”
избы. Красный цвет и золото, положенные на
оливковое, “санкирное” основание, искусно
орнаментируют поверхность холстов.Особую роль
играет знаковая перекличка деталей — сабли
Пугачева с саблей, подаренной Пушкину
главнокомандующим в персидскую и турецкую войну
1828 - 1829 годов И.Ф.Паскевичем, портрета-персоны
Петра III с родовым гербом дворян Пушкиных...
Неожидан белый попугай, клюющий в клетке
“райские” яблочки. Откуда он, заместивший орла и
ворона "разбойничьих" песен? Автора, по ее
признанию, подтолкнул сюжет из романа В.Я.Шишкова
— в обозе Апраксина под Гумбиненом попугай
кричит Пугачеву императорскую титулатуру.
Происшествие выдуманное.
А вот реальность из
последней гражданской войны. Генерал
Слащев-Крымский (прообраз Хлудова в “Беге”
Михаила Булгакова) мечется в штабном вагоне по
Крыму, пытаясь сдержать наступающие красные
части, а на плече у него сидит белый попугай,
усеивающий пол кожурой земляных орехов. Из
свидетельств и придуманного складывается
фантасмагорическое обозначение смуты с ее
обязательным двойничеством, “бонапартизмом”,
знаком которых становится странная, обманная
птица — попугай. Давно подмечено, что Пушкин
использовал небольшую цветовую палитру
“ампирных” цветов — лазурь, багрец, золото... Но
его язык насыщен световыми характеристиками.
Не случайно графическая "пушкиниана" в чем-то превосходит живописную. В рисунках Владислава Зайцева свет в разных его проявлениях определяет композиционный строй, помогает приблизиться к тому пониманию значения последних лет пушкинской жизни, которые становятся ясными лишь сейчас. Твердо обретенная вера и государственность — вот свет, одолевающий тьму. |
Отличие рассматриваемых работ от большинства недавно созданных, “юбилейных”, в том, что в них не доминирует авторское самоутверждение. Ни Зайцев, ни Смирнова не выдумывают “своего” Пушкина. Опираясь в своих ощущениях на размышления и прозрения, опыт предшественников, они почтительно прикасаются к пушкинской судьбе, добавляя крупинку к ее толкованию. Хочется сказать им доброе слово за то, что они смогли удержаться от соблазнов сиюминутного облегченного творчества и стали на путь следования традиции, соединяющей красоту и строгость формы со сложностью душевных переживаний.
© С. ГАВРИЛЯЧЕНКО
© "Юный художник" 11-2000.